Как будут реформировать больницы: комментарий замминистра
Заместитель министра здравоохранения Украины Павел Ковтонюк дал разъяснения относительно медицинской реформы.
Министерство здравоохранения разработало Методические рекомендации, которые помогут изменить хозяйственно-правовой статус коммунальных учреждений здравоохранения путем их реорганизации из бюджетных учреждений в коммунальные некоммерческие предприятия.
Документ подготовлен во исполнение закона «об автономизации», который в начале месяца принял парламент («О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства по вопросам здравоохранения», №2309а-д).
«Этот закон предусматривает, что медицинские учреждения становятся такими же предприятиями, как и все остальные. До сих пор они работали как бюджетные учреждения с советскими нормами через вертикальное управление. Их руководители не имели свободы и руководствовались указаниями сверху в виде приказов. Теперь парламент сделал важный шаг и принял закон, который позволяет медицинским учреждениям полноценно хозяйничать», – подчеркнул Павел Ковтонюк, добавив, что их права расширены до уровня всех других субъектов хозяйствования Украины, включительно с правом подписывать контракты, иметь свой счет и устанавливать уровень заработной платы без привязки к тарифной сетке.
Разработанные профильным министерством методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления, руководителей медучреждений, депутатов местных советов и демонстрируют преимущества автономизации.
Преимущества реорганизации:
- руководитель предприятия получает значительно большую, чем руководитель бюджетного учреждения, свободу в распоряжении активами, финансами и формировании кадровой политики, определении внутренней организационной структуры учреждения;
- имеет возможность самостоятельно устанавливать любые формы оплаты труда работников, допускаемых законодательством;
- финансирование предприятия осуществляется не по постатейной смете расходов, а на основе собственного финансового плана, что позволяет эффективно распоряжаться средствами;
- медучреждения получат право иметь собственный счет в госбанке;
- медучреждения получают право создавать объединения с другими учреждениями, которые также действуют в статусе предприятия, с целью перераспределения функций между ними и общей оптимизации использования материальных, человеческих и финансовых ресурсов;
- медучреждения получают возможность нанимать по договорам подряда врачей физических лиц-предпринимателей, которые зарегистрированы и получили соответствующую лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике.
Методические рекомендации содержат 5 разделов, где определены: механизмы преобразования учреждений здравоохранения из бюджетного учреждения в предприятие, оптимизации штата и численности их работников, организации оплаты труда; механизм бюджетного обеспечения медучреждений, преобразованных в предприятия; дополнительные источники финансирования и особенности их налогообложения.
Реорганизации могут подлежать учреждения здравоохранения первичного звена, больницы 2 и 3 уровней оказания медицинской помощи. Решение об изменении хозяйственно-правового статуса принимают советы территориальных громад сел, поселков, городов, которые являются собственниками имущества.
Преобразование учреждений в некоммерческие предприятия является лучшим инструментом для предотвращения возможной чрезмерной налоговой нагрузки, предотвращает банкротства реорганизованных в предприятия коммунальных учреждений и сокращение существующей сети. Кроме того, это позволяет защитить их от приватизации при условии, что преобразованные коммунальные предприятия будут внесены в перечень объектов коммунальной собственности соответствующей территориальной громады, не подлежащих приватизации.
Для предотвращения возможного «произвола» со стороны руководства медучреждения, при нем предлагается создавать наблюдательный совет, который является совещательным органом. Наличие наблюдательного совета при больницах вторичного и третичного уровней является обязательным. Также могут создаваться попечительские советы, в состав которых (по их согласию) могут включаться благотворители, представители общественности и общественных объединений, благотворительных, религиозных организаций, органов местного самоуправления, средств массовой информации, волонтеры и другие. Типовое положение о наблюдательном совете утверждается Кабинетом министров.
Во время реорганизации бюджетных медучреждений в коммунальные некоммерческие предприятия возможны меры по оптимизации численности и штата персонала. Сам по себе факт реорганизации не является основанием для увольнения работников, трудовые отношения с работниками реорганизованного учреждения продолжаются. Увольнение при реорганизации возможно только в случае сокращения численности (штата). В процессе реорганизации отдельные работники могут быть переведены на другие должности, в случае необходимости, перемещены в другие структурные подразделения.
После преобразования учреждения в коммунальное некоммерческое предприятие оплата труда работников переходит в сферу договорного регулирования. Поэтому на первый план выходит необходимость принятия коллективного договора, в котором должны быть определены формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат.
В реорганизованных учреждениях основой стимулирующей функцией зарплаты должна быть личная заинтересованность врача в результатах своего труда. Так, например, количество пациентов, которые выбрали семейного врача, стоит учитывать в определении размера его должностного оклада или дополнительных выплат в виде доплат или надбавок к должностному окладу. Основную долю оплаты труда следует связывать с имеющимися результатами индивидуального труда, исходя из личных качеств и результатов труда каждого работника, а дополнительную – в зависимости от конечных результатов работы предприятия.
В методических рекомендациях предлагается учитывать личные способности, квалификацию, опыт, результаты работы медработника.
Организация оплаты труда в этих условиях должна предусматривать:
- широкое использование индивидуальных трудовых договоров, по которым работнику гарантируется определенный размер зарплаты лишь при условии выполнения им обязанностей, предусмотренных договором;
- систему обоснованной и справедливой, по условиям и результатам труда, персонификации тарифных ставок и должностных окладов работников с ориентацией не только на уровень квалификации и стаж работы, но и на эффективность их труда;
- зависимость должностных окладов врачей от производительности их труда, а руководителей и ведущих (главных) специалистов – от эффективности хозяйственной, коммерческой деятельности учреждения;
- периодический пересмотр ставок и окладов, определенных работникам на основе оценочных показателей различных характеристик выполненной работы, с целью стимулирования их труда.
Источниками финансирования учреждения, преобразованного в коммунальное некоммерческое предприятие, могут быть как бюджетные средства, так и средства юридических и физических лиц.
Процесс реорганизации медучреждения с бюджетного учреждения в коммунальное некоммерческое предприятие имеет много этапов и может длиться от 6 месяцев до года.
Министерство здравоохранения Украины также разработало примерный Устав коммунального некоммерческого предприятия, который поможет руководству учреждений здравоохранения в процессе реорганизации.
Скачать методические рекомендации по вопросам преобразования учреждений здравоохранения из бюджетных учреждений в коммунальные некоммерческие предприятия можно здесь.
Заместитель министра здравоохранения Украины Павел Ковтонюк дал разъяснения относительно медицинской реформы.
Министерство здравоохранения разработало Методические рекомендации, которые помогут изменить хозяйственно-правовой статус коммунальных учреждений здравоохранения путем их реорганизации из бюджетных учреждений в коммунальные некоммерческие предприятия.
Документ подготовлен во исполнение закона «об автономизации», который в начале месяца принял парламент («О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства по вопросам здравоохранения», №2309а-д).
«Этот закон предусматривает, что медицинские учреждения становятся такими же предприятиями, как и все остальные. До сих пор они работали как бюджетные учреждения с советскими нормами через вертикальное управление. Их руководители не имели свободы и руководствовались указаниями сверху в виде приказов. Теперь парламент сделал важный шаг и принял закон, который позволяет медицинским учреждениям полноценно хозяйничать», – подчеркнул Павел Ковтонюк, добавив, что их права расширены до уровня всех других субъектов хозяйствования Украины, включительно с правом подписывать контракты, иметь свой счет и устанавливать уровень заработной платы без привязки к тарифной сетке.
Разработанные профильным министерством методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления, руководителей медучреждений, депутатов местных советов и демонстрируют преимущества автономизации.
Преимущества реорганизации:
- руководитель предприятия получает значительно большую, чем руководитель бюджетного учреждения, свободу в распоряжении активами, финансами и формировании кадровой политики, определении внутренней организационной структуры учреждения;
- имеет возможность самостоятельно устанавливать любые формы оплаты труда работников, допускаемых законодательством;
- финансирование предприятия осуществляется не по постатейной смете расходов, а на основе собственного финансового плана, что позволяет эффективно распоряжаться средствами;
- медучреждения получат право иметь собственный счет в госбанке;
- медучреждения получают право создавать объединения с другими учреждениями, которые также действуют в статусе предприятия, с целью перераспределения функций между ними и общей оптимизации использования материальных, человеческих и финансовых ресурсов;
- медучреждения получают возможность нанимать по договорам подряда врачей физических лиц-предпринимателей, которые зарегистрированы и получили соответствующую лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике.
Методические рекомендации содержат 5 разделов, где определены: механизмы преобразования учреждений здравоохранения из бюджетного учреждения в предприятие, оптимизации штата и численности их работников, организации оплаты труда; механизм бюджетного обеспечения медучреждений, преобразованных в предприятия; дополнительные источники финансирования и особенности их налогообложения.
Реорганизации могут подлежать учреждения здравоохранения первичного звена, больницы 2 и 3 уровней оказания медицинской помощи. Решение об изменении хозяйственно-правового статуса принимают советы территориальных громад сел, поселков, городов, которые являются собственниками имущества.
Преобразование учреждений в некоммерческие предприятия является лучшим инструментом для предотвращения возможной чрезмерной налоговой нагрузки, предотвращает банкротства реорганизованных в предприятия коммунальных учреждений и сокращение существующей сети. Кроме того, это позволяет защитить их от приватизации при условии, что преобразованные коммунальные предприятия будут внесены в перечень объектов коммунальной собственности соответствующей территориальной громады, не подлежащих приватизации.
Для предотвращения возможного «произвола» со стороны руководства медучреждения, при нем предлагается создавать наблюдательный совет, который является совещательным органом. Наличие наблюдательного совета при больницах вторичного и третичного уровней является обязательным. Также могут создаваться попечительские советы, в состав которых (по их согласию) могут включаться благотворители, представители общественности и общественных объединений, благотворительных, религиозных организаций, органов местного самоуправления, средств массовой информации, волонтеры и другие. Типовое положение о наблюдательном совете утверждается Кабинетом министров.
Во время реорганизации бюджетных медучреждений в коммунальные некоммерческие предприятия возможны меры по оптимизации численности и штата персонала. Сам по себе факт реорганизации не является основанием для увольнения работников, трудовые отношения с работниками реорганизованного учреждения продолжаются. Увольнение при реорганизации возможно только в случае сокращения численности (штата). В процессе реорганизации отдельные работники могут быть переведены на другие должности, в случае необходимости, перемещены в другие структурные подразделения.
После преобразования учреждения в коммунальное некоммерческое предприятие оплата труда работников переходит в сферу договорного регулирования. Поэтому на первый план выходит необходимость принятия коллективного договора, в котором должны быть определены формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат.
В реорганизованных учреждениях основой стимулирующей функцией зарплаты должна быть личная заинтересованность врача в результатах своего труда. Так, например, количество пациентов, которые выбрали семейного врача, стоит учитывать в определении размера его должностного оклада или дополнительных выплат в виде доплат или надбавок к должностному окладу. Основную долю оплаты труда следует связывать с имеющимися результатами индивидуального труда, исходя из личных качеств и результатов труда каждого работника, а дополнительную – в зависимости от конечных результатов работы предприятия.
В методических рекомендациях предлагается учитывать личные способности, квалификацию, опыт, результаты работы медработника.
Организация оплаты труда в этих условиях должна предусматривать:
- широкое использование индивидуальных трудовых договоров, по которым работнику гарантируется определенный размер зарплаты лишь при условии выполнения им обязанностей, предусмотренных договором;
- систему обоснованной и справедливой, по условиям и результатам труда, персонификации тарифных ставок и должностных окладов работников с ориентацией не только на уровень квалификации и стаж работы, но и на эффективность их труда;
- зависимость должностных окладов врачей от производительности их труда, а руководителей и ведущих (главных) специалистов – от эффективности хозяйственной, коммерческой деятельности учреждения;
- периодический пересмотр ставок и окладов, определенных работникам на основе оценочных показателей различных характеристик выполненной работы, с целью стимулирования их труда.
Источниками финансирования учреждения, преобразованного в коммунальное некоммерческое предприятие, могут быть как бюджетные средства, так и средства юридических и физических лиц.
Процесс реорганизации медучреждения с бюджетного учреждения в коммунальное некоммерческое предприятие имеет много этапов и может длиться от 6 месяцев до года.
Министерство здравоохранения Украины также разработало примерный Устав коммунального некоммерческого предприятия, который поможет руководству учреждений здравоохранения в процессе реорганизации.
Скачать методические рекомендации по вопросам преобразования учреждений здравоохранения из бюджетных учреждений в коммунальные некоммерческие предприятия можно здесь.
Городской дозор
Топ новостей сегодня
Новости
Харьковскому госпиталю срочно нужны бойлеры – волонтеры
Праздничный май: чем готов удивлять Экопарк в восьмидневный уик-энд
Солдаты стояли в оцеплении, когда по ним открыли огонь: погибшие в Башкировке бойцы были убиты из БМП
Масштабный пожар на Новой Баварии уничтожил дом, гараж и три машины (ФОТО)
«Укрзалізниця» будет разделена на пять компаний