«В Украине таких вещей нет ни у кого». Как благодаря европейской методике харьковчанин создал школу футбола, - ФОТО

История харьковчанина, который благодаря европейской методике создал футбольную школу

Сегодня мы вам расскажем историю харьковчанина Евгения Кабана, создавшего благодаря европейской методике футбольную школу, аналогов которой нет в Украине.

Евгений рассказал нам о том, с чего все начиналось, а также в чем суть, принципы и отличия используемого в его школе европейского подхода от украинского. Далее текст с его слов.

Я основатель и исполнительный директор футбольных школ «Футбик» и «Мастер мяча». «Футбик» - это у нас, можно так сказать, не школа, а «детский сад», где детки занимаются до 6-7 лет. «Мастер мяча» - это школа, где уже осваивают футбольное мастерство. Там дети постарше. У нас старшая группа до 16 лет, то есть это уже практически выпускники.

Хотел бы начать с предыстории, а также рассказать, откуда все это началось. Я, по сути, не имел никакого отношения к футболу. Единственное, что, как и все ребята в мои годы любил играть в футбол. Однако никогда не занимался профессионально. Я был болельщиком и ходил на матчи любимого «Металлиста». И таким образом, привил любовь к футболу своему сыну, поскольку мы любили посещать стадион.

Следующим вполне логичным шагом было отдать его в футбольную секцию. Мы занимались в нескольких школах и академиях Харькова. Меня, по сути, все устраивало до того момента, пока я с ним не попал в футбольный лагерь «Барселоны» (самый титулованный футбольный клуб Испании и ТОП-5 чемпионатов - ред.). Он проводился в Крыму, если я не ошибаюсь в 2010 или 2011 году. Поехал туда вместе с сыном, и мне было интересно. Я наблюдал за тренировками, за его подведением и, наверное, в тот момент у меня перевернулось представление вообще о том, каким должен быть детский футбол.

Я как «футбольный папа» увидел, что европейский подход основан на том, что они (тренера - ред.) вызывают у детей вовлеченность, вызывают любовь к тому, чем они занимаются.

После этого я задумался и с того момента разные жизненные ситуации начали подводить к тому, что мы создали школу по технике, а это то, что нужно для детей. И наши тренеры (украинские - ред.) знают об этом, но не делают этого. Есть некие циклы, периодизации возрастные, которые говорят о том, в каком возрасте и на что следует направлять усилия (детей - ред.).

У нас есть группа до трех лет «Footbik.Baby». Казалось бы, какой футбол до трех лет. На этих занятиях вы не увидите у них много раз мяч, потому что в этом возрасте детям важно привить любовь к футболу, любовь к физически-активному образу жизни. У детей формируются базовые навыки. У нас это называется «body mastery», то есть искусство владения телом. Ребенок перед тем, как осваивать футбольную технику должен владеть своим телом. Это самое базовое, что должно быть. Именно с этого этапа должен начинаться футбол.

Когда в Харькове проходило Евро-2012, я познакомился с голландцем Ромке Хукстра. Это куратор по подготовке к проведению игр в Харькове от УЕФА (Союз европейских футбольных ассоциаций - ред.). Он футбольный человек, футбольный менеджер и чиновник УЕФА, который следил за подготовкой к Евро. Ромке Хукстра работал на ОСК «Металлист» и жил здесь (в Харькове - ред.) достаточно долго.

Мы познакомились с ним и в тот период я начал думать, как сделать так, чтобы то, что я увидел (в Крыму - ред.), было в Харькове. У нас не было школы, а было только несколько детей. Я обратился к нему и попросил помочь нам провести футбольный лагерь, а также найти тренера, который сумел бы приехать в Харьков и провести этот лагерь. Его сын Рудгер оказался тренером детской академии «Гронингена» - это один из голландских профессиональных футбольных клубов. Мы с ним познакомились, он приехал в Харьков, и мы провели шикарный лагерь в 2013 году.

Все это было немного по-другому. Я уже начал вникать и видеть разницу (между украинским и европейским подходом - ред.). Есть испанский футбол - это владение мячом, «тики-така» (испанская футбольная тактика, основанная на коротком пасе и движении с мячом в разных зонах поля, а также на постоянном владении мячом - ред.) и т.д. Голландцы же больше внимания уделяют технике, индивидуальной работе с мячом.

Это были интереснейшие тренировки (во время футбольного лагеря в Харькове - ред.). Тренер был не свысока, а был другом и на одном уровне с детьми. Я уже понял, что буду организовывать школу и нужно делать эти вещи здесь (в Харькове - ред.). Тогда ко мне подходили родители и говорили: «Мы хотим тренироваться. Неужели это закончится с отъездом этого тренера?». Они пережили, наверное, те же эмоции, которые были пережиты мной за год до этого в Крыму.

Я спросил у Рудгера, что это за методика и как нам нужно строить тренировки. Потому что я понимал, что просто вытянутые из интернета отдельные тренировки, пусть даже они интересные - это не система. И это не может быть основой для какой-то серьезной работы. Он сказал: «Да. Есть в Голландии методика - «Total Soccer Method». Рудгер меня познакомил с Марком Гус Инт Вельдом - это директор, тренер и, скажем так, посол этой школы. И мы стали заниматься по этой методике.

Они не являются некой академией. Это ни «Аякс» (самый титулованный голландский профессиональный футбольный клуб - ред.), ни «ПСВ» (голландский профессиональный футбольный клуб - ред.). Когда мне говорят, что «мы занимаемся по методике некой академии», то это, мягко говоря, неправда. Вообще ни одна академия профессионального футбольного клуба не отдаст свою методику. То, что происходит там вообще мало кому известно.

Это несколько тренеров (создатели методики - ред.). Один из них является главным тренером академии «ВВВ» Венло. Я не знал тогда эту команду. Они играют в высшем голландском дивизионе. Он свою философию, свое виденье футбола воплотил именно в эту методику. Была организована компания, которая занимается тем, что профессионально консультирует футбольные школы, футбольные академии разного уровня. Начиная от любительских и заканчивая профессиональными академиями, а также федерациями.

Это (методика - ред.) не является некой книжкой, где все расписывается с первого класса и по выпуск, для того, чтобы тут же применять. Это философия, прежде всего. Философия поведения тренера, философия школы, философия тех целей, которых мы хотим достигать, развивая ребенка. И уже на эту философию накладывается тренировочный процесс, который разрабатывается индивидуально под каждую школу.

Марк (директор компании - ред.) первый раз у нас пробыл больше месяца. Он смотрел уровень детей, уровень тренеров, потому что нужно дать инструмент, который не каждый сможет применить. И он написал нам тренировочный план, обучил первоначально тренеров основным принципам и философии. Ну, и построению тренировочного процесса, то есть, как это должно быть. Потому что он здесь не присутствует, а приезжает раз в два месяца, контролируя процесс и проводя некие образовательные тренинги. Однако никто кроме тренера, который каждый день видит детей, их развитие и то, что происходит на игре и тренировках, не может выстроить тренировочный процесс лучше, чем он. Мы обучили не один десяток тренеров в Харькове.

У нас идет постоянный набор тренеров, потому что мы развиваемся в Харькове и открываемся в других городах. В первую очередь, все зависит от возраста детей, с которыми он (тренер - ред.) будет работать. Если взять наш самый массовый проект «Футбик», а это дети до шести лет, то в Украине, в принципе, нет тренеров, которые могут, по моему оценочному мнению, сразу взять и работать с этим возрастом. Поэтому мы, скажем так, не смотрели на профессиональные некие качества в плане тренерского или футбольного уровня.

Конечно, желательно, чтобы он занимался до этого где-то профессионально, дабы он понимал, что есть некий тренировочный процесс. Ну, там ДЮСШ (детско-юношеская спортивная школа - ред.), футбольная школа, академия. Желательно, чтобы он занимался, однако достаточно и того, если он любит футбол и понимает некие базовые принципы.

Второе или, может быть, даже первое качество - это, чтобы он любил детей. Это одно из самых важных качеств, потому что тренер выполняет большой объем работы за весь день, так как тренировки начинаются в 08:00 и идут до 21:00. Конечно, тренеры меняются, поскольку одному тренеру невозможно работать весь день, но все равно это большой объем работы. Невозможно не любя футбол и детей работать, потому что детей нельзя обмануть.

Третий и один из основных принципов - это деление любого человека на открытый и закрытый ум. Закрытый ум - это человек, который считает, что он уже все знает, например. Или он считает, что человек родившись, уже обладает некими навыками, которые невозможно поменять. Это ярлыки такие, и в футболе часто говорят: «Этот ребенок не футболист. Вам лучше на шахматы пойти». Закрытый ум противопоказано иметь педагогам, поскольку они не смогут развить ребенка и сразу на него могут вешать ярлыки. Соответственно, не уделяя внимание одним, а отдавая его все другим. Тренер либо позволяет развиваться (ребенку - ред.) либо не позволяет. Потому что многие вещи, которым мы учим, противоречат, может быть, нормам нашего спорта, так как это (обучение - ред.) доступно для всех, а победы это не самое главное в развитии ребенка.

Поэтому на «Футбик» мы даже предпочитали брать тренеров без тренерской деятельности. Если, конечно же, речь идет о старших возрастах там, где уже нужны определенные тактические и специфические футбольные знания, а также хитрости, которыми нельзя обладать после прочтения неких книжек, то уже туда мы стараемся приглашать тренеров с опытом работы. Тем не менее, они должны соответствовать тем принципам, о которых я говорил. Да это сложно, но мы стараемся находить таких людей.

Я считаю, что мы смогли изменить в футбольную жизнь в Харькове. Раньше на нас смотрели подозрительно и по-разному отзывались, но родители сделали свой выбор. Только в Харькове занимаются до двух тысяч детей по нашим методикам. Факт остается фактом, мы крупнейшая школа в Харькове и, может быть, в Украине даже. У нас на сегодняшний день пять филиалов футбольной школы «Футбик» и четыре филиала футбольной школы «Мастер мяча» в Харькове. Также есть филиалы в Киеве и Днепре.

Некоторые наши сотрудники к этому относятся ревностно, но для меня это, возможно, то, что я преследовал. Я помню, как семь лет назад задумался о том, что, если бы у наших детей были такие тренировки то, наверное, мы гораздо лучшие показывали бы успехи (на мировой арене - ред.) и у нас было бы больше высококлассных футболистов.

Мы не стремимся монополизировать и узурпировать что-либо. Наоборот это классно, если кто-то, пропустив через себя, берет эти же принципы. Поскольку я считаю, что наши дети достойны, чтобы к ним относились не как к материалу, из которого можно вырастить или не вырастить что-то. Я считаю - наши дети заслуживают лучшего. Поэтому, по моему мнению, мы меняем футбольную жизнь в Харькове, в который заходят и европейские школы, что не может ни радовать.

Я считаю, что европейский подход, о котором я рассказывал, прежде всего, это отношение к детям, к тренировочному процессу и к тому, что является результатом. В нашем футболе результат, по которому оцениваются тренеры, это победа в конкретной игре, чемпионате, турнире. Здесь мы подменяем профессиональный спорт со школой.

На самом деле в европейском, и в частности в голландском футболе главным продуктом, главным результатом работы тренера является воспитанник, а не победа команды в турнире или в игре. В свою очередь под это подстраивается и тренировочный процесс, и игры, которые являются не целью, а лишь частью тренировочного процесса и частью развития ребенка.

Проблема нашего футбола в том, что у нас поощрялись результаты. Тренеры ДЮСШ получали какие-то квалификационные уровни в зависимости от побед своих воспитанников. Соответственно, повышение зарплат и ставок. Если это частные школы, то там наверняка результаты поощрялись президентами клубов. Это все, естественно, закрепилось, и у нас результат игры стал результатом работы тренеров, что совершенно противоречит не только европейским принципам, но и общим понятиям. Да, конечно, когда речь идет о старших возрастах после 12-14 лет и чемпионате Украины, то, безусловно, здесь результат должен быть виден на поле. Тут практически сформированные игроки и уже не до сантиментов. Но, когда речь идет о детях до 10-12 лет, то здесь не должно быть никакого упора на результат, а должен быть единственный фокус на индивидуальном развитии ребенка.

Эта разница и приводит к тому, что у нас (в украинских школах - ред.) основной состав (футбольной команды - ред.) играет, а второй сидит на скамейке запасных в виде зрителей. У нас этого нет. По крайней мере, я стараюсь, чтобы этого не было. Понятно тренеры в порыве желания выиграть, может быть, дают кому-то больше времени. Однако нашими принципами является то, что, каждый ребенок, если он учится в нашей школе, находится в соответствующей его уровню команде. Это очень важно.

Если ребенок «вырос» из команды, то его надо переводить в старшие возраста. Да это невыгодно тренеру, потому что его команда ослабнет. Это, может быть, и родителям невыгодно, поскольку здесь он лидер, а завтра станет середнячком. Однако это выгодно ребенку, так как развиваться можно, только карабкаясь наверх. Поэтому, исходя из этих принципов, мы выстраиваем наши цели и наш подход.

Также очень важна конструктивная критика. В Европе тренеры академий молча наблюдают за тренировочным процессом и позволяют детям делать ошибки.

Принципы данной методики - это, в первую очередь, периодизация возрастного процесса. То есть каждый возраст у нас четко поделен. Есть крупные интервалы.

«Футбик» - это, прежде всего, «фан» и веселье. Это пробуждение интереса к игре и там мы делаем упор на это. Здесь больше такого игрового подхода и даже иногда «сказочку» придумываем детям.

Второй этап - это, когда уже идет работа над техникой и продолжается до 10-12 лет. Это именно тот возраст, когда у ребенка гибкие суставы и у него еще нет ярко выраженной правой или левой ноги. Мы обязательно работаем двумя ногами. Вот это тот возраст, когда можно и нужно формировать технику, а именно технику владения мячом, футбольное и индивидуальное мастерство. В 11-12 лет, когда ребенок начинает понимать, что происходит на поле, то мы также добавляем больше тактических элементов.

И в 14-16 лет мы развиваем то, что называется «физуха». То есть выносливость и силу. В этом возрасте начинается пубертатный период (половое созревание - ред.), когда выделяются гормоны и ребенок превращается в юношу, в мужчину. То есть растет он и растут мышцы в данный период. И это как раз то время, когда нужно развивать эти качества.

Мы максимально эффективно используем тот или иной период развития ребенка. Также у нас есть ряд технических элементов, которые сгруппированы в основные обманные движения на поле. У нас детки уже на «Футбике» начинают их делать. Именно отдельные группы, у которых цель стать футболистами. То есть они учат «футбольную азбуку», «футбольный алфавит», чтобы уметь на поле их применять.

Есть разные методики, по которым тоже обучают этим «финтам» (обманные движения в футболе - ред.), но есть отличие. Вроде бы со стороны все примерно также происходит, но здесь обучение происходит по принципу спирали. Мы, слегка задев какой-либо технический элемент, переходим к следующему. И уже через несколько недель к этому техническому элементу возвращаемся, чтобы выйти на более высокий уровень.

Есть подход, когда берется одно движение и монотонно идет работа над ним (в большинстве украинских футбольных школ - ред.). То есть изо дня в день, пока не выучишь его. Безусловно, этот подход имеет право на жизнь. Если ты профессионал в душе и у тебя мотивация захлестывает, то ты можешь изо дня в день повторять одно движение, но в общей массе это не работает. И первой задачей нашего тренера является разнообразие тренировочного процесса, а именно, чтобы он был интересен.

Следующий момент - это четкая структура, как долгосрочных тренировочных циклов, так и отдельно взятые тренировки. У нас есть такая методичка «Coach manual», которая предназначена для родителей, чтобы они понимали эти принципы. Для тренеров же она немного толще, потому что там более подробно указаны определенные вещи.

Цикл обучения футболу на тренировке делится на этапы. То есть это открытие, когда ребенку показали нечто. Потом он осознает и делает определенное движение. У наших малышей строится все вокруг, а именно один технический элемент - одна тренировка. Мы не «насыпаем» им сразу много всего. Иначе говоря, тренер показывает так называемое «открытие». Потом он (ребенок - ред.) осознает это движение и делает его сам медленно. Далее он уже пытается применить данное движение с неким сопротивлением, например, на время. Следующим усложнением является сопротивление соперника, когда, допустим, происходят дуэли один-в-один и т.д. И затем «small sided games» - это игры в конце тренировки, в течение которых, желательно, чтобы ребенок этот элемент применил.

Таким образом, в следующей тренировке мы переходим к следующему элементу. И к прошедшему элементу мы вернемся через определенный цикл, допустим через месяц. Следовательно, по такой спирали ребенок развивается. Это, что касается тренировочного процесса.

Есть, опять же, очень важное отличие (от других школ - ред.). У нас культивируются определенные качества тренера, так как они собраны в методичку «Стиль и поведение тренера». Есть принципы, по которым тренер должен общаться и взаимодействовать с детьми.

Это одно из самых важных для тренера, потому что можно уметь что-то делать, но можно не суметь научить этому ребенка. Например, ребенок сделал что-то неправильно на футбольном поле. Тренер в таких случаях должен применить так называемую «сэндвич модель». То есть он должен вначале похвалить ребенка. Затем следует не жесткая критика. Ну, и в конце тренер должен обязательно похвалить и подбодрить. Иначе говоря, положили критику посередине и ребенок тогда не чувствует, что он неумеха или не такой как все. У детей очень быстро можно комплексы развить. Поэтому эти вещи очень важны.

Также очень важен принцип «вопрос-ответ». Тренеру нужно задавать вопросы ребенку. И, когда ребенок на них отвечает, то он пропускает это осознанно через себя и запоминает. У него тогда начинается некий мыслительный процесс, и он не действует как робот. То есть он приобретает «футбольный интеллект».

Также мы применяем принцип дифференцирования. Очень важно, чтобы каждый ребенок работал на грани своих возможностей, приближаясь к пределу. Поэтому одному ребенку нужно усложнить отдельно взятое упражнение, а другому можно упростить.

Несколько месяцев назад я обратился к Марку, и у нас родилась такая аббревиатура, которая удачно совпала с нашим логотипом. «Смайл» на английском стал аббревиатурой наших принципов, которые мы применяем в тренировочном процессе, в частности, на «Футбике».

Первая буква «S» - это «successful experience»то есть каждый ребенок должен почувствовать себя победителям. У нас есть доска чемпионов, и мы этому уделяем огромное значение. Мы стараемся, чтобы чемпионами становились все дети, поскольку для них очень важно почувствовать успех и уверенность.

Вторая буква «M» - это «make it fun », то есть делать весело. Как я уже говорил, дети не будут делать то, что им не интересно. Это один из самых важных принципов, по которым должна проходить тренировка.

Третьябуква «I» - это «individual attention», то есть весь принцип голландского футбола. Иначе говоря, это внимание к индивидуальности. Каждый ребенок - это индивидуальность. И вот в этом есть отличие с нашими именитыми украинскими академиями. Там многих детей отбирают по физическим показателям. Однако в футболе для каждого есть место. То есть тебе не надо быть огромным или одаренным атлетом. Наши тренеры стараются подчеркнуть сильные стороны ребенка и вытягивать их.

Четвертая буква «L» - это «left and right development», то есть речь идет о развитии двух ног, двух рук и в конечном итоге двух полушарий мозга. Это создает нейронные связи между обоими полушариями, если мы работаем двумя частями тела. Это тоже очень важно и мы на этом делаем основной упор. К тому же футболист в современном футболе должен быть двуногий (умение играть двумя ногами - ред.). К сожалению, в детстве не все тренеры работают над этим. У нас же возможностей для этого больше, потому что у детей в таком возрасте еще нет четко выраженной в футболе левой или правой ноги.

Последняя и пятая буква «E» - это «energetic atmosphere», то есть энергия, которая должна быть на тренировках. С детьми это легко. Я всегда говорю нашим тренерам: «Не стесняйтесь отдавать энергию, поскольку вы ее получите в десятикратном размере от детей». Когда тренером запускается этот двухсторонний поток энергии, то тогда происходят необыкновенные вещи.

Индивидуальный план

В нашей старшей школе «Мастер мяча» каждый ребенок имеет индивидуальный план развития игрок, где, опять же, прописаны наши основные принципы. «Уверен в себе», «Проявляет волю к победе», «Дисциплинирован», «Технически оснащен», «Креативный» и т.д. Именно это основные принципы нашего ребенка, которые он должен знать.

Есть личные данные. Тренер должен понимать ребенка, понимать его интересы, хобби. Мы смотрим, чем он занимается. Может быть, для него футбол - это лишь хобби, а возможно он видит в этом профессию.

Ближайшее окружение ребенка мы также стараемся узнать. Хорошо, если тренеры являются их друзьями.

Вдобавок должен быть выстроен его путь, футбольная карьера. Начиная от футбольной школы и заканчивая профессиональным стадионом.

Возрастная периодизация в футболе, о которой я говорил. Начиная от «веселых стартов» и заканчивая выступлением в игре на футбольном поле. И родители должны видеть и ребенок должен знать, что мы делаем. Мы проводим ликбез для родителей, которым приходится объяснять то, почему мы не бегаем кроссы, чтобы выиграть в какой-то игре или не тренируем выносливость в девять лет.

К тому же ребенок пишет свои цели и мечты. Мы смотрим на то, совпадают ли они и, может быть, помогаем им в их достижении.

Ну, и, конечно же, есть субъективное и условное оценивание. Есть цифры, благодаря которым ребенок оценивает сам себя и потом его оценивает тренер. Тут мы сразу понимаем, недооценивает он себя или переоценивает. Это тоже для тренера открывает дополнительные работы индивидуально с детьми. Тренер после проставления оценок решает, есть ли прогресс или нет. Также он выделяет основные вещи, над которыми надо работать, поскольку нельзя фокусироваться на всем. Это делается для того, чтобы улучшить определенную вещь в этом квартале, например. К тому же поведение в быту является немаловажным, и там мы уже с родителями работаем.

Оценка игровой деятельности. Опять же, ребенок сам оценивает отдельно взятую игру, а затем его оценивает тренер.

Таким образом, происходит работа над развитием. Это большой труд. В Украине таких вещей нет ни у кого.

Ребенку в 10-12 лет тяжело делать маленькие шажки к своей цели, которую он видит. И тренеру для всей массы детей тоже тяжело это устраивать. Поэтому мы выбрали такой элемент с индивидуальным планом по развитию детей, по которому мы идем этими шажочками путем ежедневных улучшений и ежедневной работы над собой.

Нам еще немного лет, а путь и воспитание футболиста это 10-15 лет. Школа достаточно молодая, но, тем не менее, наших детей просматривают регулярно (академии профессиональных футбольных клубов Украины - ред.). Есть наши воспитанники и в «Шахтере», и в «Динамо». Что касается харьковского «Металлиста-1925», то процесс перехода туда наших детей постоянный. Я не знаю возрастных категорий в их академии, в которых не играли бы наши дети.

Я готов поспорить, что во всех таких школах есть воспитанники «Футбика».

Что касается неких заслуг, то за нами пристально смотрит футбольный клуб «Шахтер». Мы ни к кому не обращались, однако они сами увидели нас. Мы проводили футбольный лагерь, и они обратили внимание на наш тренировочный процесс. Наверное, увидели в нас профессионалов. И признанием нашего профессионализма стало то, что «Шахтер» в октябре 2018 года доверил нам свой бренд,и мы начали тренировать команду девочек. Это социальный проект. Они увидели в нас профессионалов, которые могут развивать женский футбол в Украине. После этого бы объявлен набор девочек возрастом от 7 лет, который идет и сейчас.

Считается, что футбол - это мужской вид спорта. На самом деле это не так. Например, в США это женский вид спорта, а в Нидерландах это наиболее быстроразвивающийся вид спорта. У нас же женский футбол несколько отторгается, поскольку многие считают, что там будут бить по ногам и «ломать» девочек. Однако они свою меньшую физическую силу компенсируют интеллектуально.

Ну, и напоследок скажу, хочется, чтобы наши большие футбольные клубы уделили больше внимания детскому футболу, поскольку они будут получать несравненно большие дивиденды, несмотря на долгий процесс.

Читайте также: от малогабаритной стиральной машинки до мощнейшего турбогенератора: история завода «Электротяжмаш».

Топ новостей сегодня

2 Июля, 2019 Вторник
больше новостей