"Символ социалистического Харькова". История возникновения района ХТЗ

Один из самых криминальных районов Харькова обрел свою славу еще во времена СССР. Тут легко можно было остаться без кошелька, пройдясь по улице среди бела дня. Но мало кто догадывается, что ХТЗ  

Один из самых криминальных районов Харькова обрел свою славу еще во времена СССР. Тут легко можно было остаться без кошелька, пройдясь по улице среди бела дня. Но мало кто догадывается, что ХТЗ  строился, как "образцово-показательный" район СССР, учитывающий "все потребности граждан".

Проект соцгородка «Новый Харьков» (ныне ХТЗ) на 113 тыс. жителей был выполнен конструкторским бюро при НКВД.

Заказ на работу поступил 27 декабря 1929г. А 28 марта 1930г. был представлен эскизный проект поселка ХТЗ. В апреле того же года работы по проектированию были переданы в Харьковский филиал Государственного института проектирования городов Украины. Закладка поселка прошла в мае 1930 года.

В апреле вся работа по составлению проекта соцгорода была передана в организованный в это время Харьковский филиал Гипрограда УССР.

Вся работа была выполнена в удивительно короткие сроки— за 40 дней. В 1931 году проект поселка ХТЗ рассматривал председатель ВСНХ СССР Г. Орджоникидзе и признал его «в полной мере удовлетворяющим потребностям данного периода».

Сжатые сроки не помешали градостроителям решить целый ряд сложных проблем. Одна из них состояла в выборе места для строительства поселка и его «взаимоотношениях» со старым Харьковом.

Авторы считали, что искать резервы для нового жилищного строительства на территории самого Харькова не следует, так как «задача реконструкции старого города на принципах новой застройки бесконечно сложнее нового строительства, не стесняемого существующими ценностями, с которыми приходится считаться».

Выбор стоял перед двумя территориями: на Салтовской площадке, прилегавшей к возвышенным восточным окраинам города, и в непосредственной близости от ХТЗ на Лосевской площадке на юге от предприятия. 

В первом варианте, как и в вариантах с использованием территории старого Харькова возникали серьёзные трудности, при которых работающим пришлось бы ежедневно затрачивать на дорогу до двух часов.

Роль ХТЗ в развитии Харькова

Рассматривая вопрос о размещении нового строительства, авторы проекта не могли пройти мимо проблемы реконструкции Харькова. В настоящее время, указывают зодчие, основными факторами, которые стимулируют поиски новых форм при реконструкции старых городов, являются «болезни большого города»— транспортная проблема, связанная с ростом города, скученность населения, отрыв от природы, невозможность существующей организации города отвечать требованием нового быта.

Стремление авторов проекта не только предложить место для размещения соцгорода и разработать проект его планировки и определить возможную связь и степень воздействия поселка на градостроительную структуру Харькова, но и даже предложить некоторые идеи для решения более общей задачи— реконструкции старого города— можно расценить как важную методологическую посылку социалистического проектирования, при которой учитывалась взаимосвязанность всех звеньев систем «город — район — квартал — жилая ячейка».

Новый Харьков как социалистический город

Другой, не менее важной проблемой, поставленной перед проектировщиками, был вопрос о сущности города новой эпохи.

Они пишут: «Города проектируются одновременно с промышленной базой, являющейся их основой, они призваны обслужить определённую отрасль промышленности, рассчитанный от начала до конца… Социалистические города строятся с приближением к максимальному комфорту обслуживания населения при условии равенства этого обслуживания и исключения контраста роскоши и бедности».

Для расселения необходимого числа жителей предусматривалось создать на первых порах 36 жилых комбинатов с населением в 2730 человек в каждом. Выбор этой цифры не случаен. Градостроители проанализировали ряд проектов жилкомбинатов, созданных в те же годы - для Сталинграда , Магнитогорска и других новых городов.

Численность населения в них колебалась в пределах 2500 человек. Принимая за основу положение о том, что каждый жилой комплекс должен иметь все первичные элементы обслуживания, а интересы детей являются главенствующими, «вопрос о размере населения жилкомплекса решается исходя из численности детского населения и нормального состава школы в 280 человек. Этим определяется общее количество населения жилкомбината».

Район - как воплощение самодостаточности

Ещё один художественный прием, мастерски используемой авторами, касался поисков новых принципов формообразования в масштабе целого градостроительного образования. В соцгороде «Новый Харьков» одним из основных композиционных приемов стало контрастное сочетание зданий различной этажности: общественные сооружения проектировались высотой в 1-2 этажа, жилые дома— 4 и 7 этажей.

Все они на уровне второго этажа по проекту объединялись крытым переходом, что, кроме создания комфортабельных условий для обитателей, позволяло рассматривать разноэтажные объёмы на территории квартала в виде единого целого. Правда, в конечном счёте от крытых переходов отказались по причине недофинансирования строительства.

Ярким примером такой планировки является дом №20 как по улице Мира, так и по параллельной ей улице Библика. Он занимает целый квартал, в нём размещены все объекты, требующиеся для нормального существования (аптека, магазины).

Проект должен был воплощать передовые в то время градостроительные идеи: четкое разграничение промышленных и жилых кварталов. Достигали этого размещением между ними зелёной зоны. В кварталах свободно располагались блоки построек. Не было каменных колодцев-дворов.

советский ХТЗ история район СССР
Топ новостей сегодня

11 Декабря, 2017 Понедельник
больше новостей