Колодец, гостиница и лошади: история Конного рынка в Харькове

Конный рынок был основан в 1816 году, когда с Парадной площади (пл. Руднева), где в то время проходила Крещенская ярмарка, славившаяся торговлей лошадьми, на бывший выгон (пл. Восстания) была перенесе

Конный рынок был основан в 1816 году, когда с Парадной площади (пл. Руднева), где в то время проходила Крещенская ярмарка, славившаяся торговлей лошадьми, на бывший выгон (пл. Восстания) была перенесена ярмарочная торговля. Здесь продолжили продавать лошадей, что и предопределило название рынка, а площадь стали называть «Конной».

Тогда же здесь было построено несколько постоялых дворов и складов. Даже в середине XIXвека площадь представляла собой грязный запыленный выгон, оживлявшийся только во время ярмарок.

Выбор нового места для Конного рынка был не случайным, поскольку рядом находился ипподром. В 1879–1882 гг на месте бывших конских бегов вырос завод М.Х. Гельфериха по выпуску сельскохозяйственных машин - паровых и конных молотилок, сеялок, жаток, сноповязалок. Он занимал территорию между переулком Восстания и площадью Восстания — практически ту, на которой ныне разместилась Академия нацгвардии Украины.

В 1907 году завод (уже) «Гельферих-Саде» перевели на Московский проспект.

Во второй половине XIX века на Конном рынке находились: колодец, отлично устроенная харчевня с двумя опрятными залами на двух этажах и хорошей вентиляцией, ресторация Лютикова, хозяин которой славился приготовлением вкусного кваса. А в 1877 г была открыта гостиница Булатинкова.

В 1883 г. прямо от вокзала была проложена конная железная дорога (конка), по которой ходил 1-й маршрут, а в 1885 г. было построено депо конной железной дороги. Всего в Харькове было три депо – два других размещались на Москалёвке и у вокзала железной дороги. Но депо на Конной площади было самым большим и находилось за Конным базаром, примерно в районе нынешней автостанции № 3.

Само депо представляло собой обыкновенные сараи для отстоя вагонов, конюшни и склады фуража. Здесь ремонтировали подвижной состав, ковали лошадей, чинили упряжь.

Для руководства устройством и организацией движения конных трамваев и решения всех возникших вопросов было создано Общественное управление конно-железных дорог в г. Харькове, которое размещалось на Конной площади в доме № 4. Это здание сохранилось и до наших дней.

В 1895 г началось переустройство Конного рынка. До этого времени торговля осуществлялась в той части Конной площади, которая прилегала к Молочной улице (ныне ул. Кирова).

С 1895 г. торговые места перевели дальше в глубь площади к мощеной дороге, пролегавшей к дворовым местам завода сельскохозяйственных машин Гельферих-Саде на Корсиковской улице. В этой же части Конной площади для рынка построили новые лавки на каменном фундаменте, места для которых указала городская управа.

конный рынок дореволюционный харьков история
Топ новостей сегодня

10 Декабря, 2017 Воскресенье
9 Декабря, 2017 Суббота
8 Декабря, 2017 Пятница
больше новостей