«Buick» Буденова и самодельные машины: как харьковчанин собрал коллекцию из 100 ретро-автомобилей, - ФОТО

Харьковчанин рассказал, как собрал коллекцию уникальных ретро-машин

В коллекции харьковчанина насчитывается 117 старинных транспортных средств.

В коллекции Дмитрия Сварчевского есть автомобили, снегоходы и даже троллейбус  советского производства. Среди них есть «Москвичи», «Волги», «ЗИМы», «Победы», «Запорожцы», самодельные автомобили и т.д.

Мы встретились с Дмитрием в гараже, где хранится часть его коллекции. В этом месте находится около 50 уже отреставрированных старинных автомобилей. 

Остальные машины, которые только ожидают реставрации, харьковчанин держит в другом месте.

Сколько лет собирали коллекцию ретро-авто?

- Занимаюсь я этим делом с 1987 года. В 2017 году было 30 лет.

Помните первую машину, которую приобрели?

- Да, конечно. Самая первая машина – «ЗИМ». Это машина из хозяйства покойного митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима. А вот вторую машину, которую купил, я не помню.

Как начали коллекционировать ретро-машины, была ли у вас конкретная цель или это было на уровне хобби?

- Никакой цели не было. Это было юношеским кипением, тогда попал в автомобильное окружение. Когда вернулся из армии, оно никуда не делось. В те годы сложно было говорить, что можно собрать коллекцию. 

Так получилось, что у митрополита Никодима были только автомобили «ЗИМ». Не знаю, как называется головной убор у митрополитов, но ни в один советский автомобиль они в этом облачении не могли поместиться. А выходить из дома они не могли без этого убора. Как правило, священники использовали «ЗИМы».

У него было 3 «ЗИМа». Но тогда не было специализированных автопредприятий, они обслуживали свои машины в гараже областной клинической больницы. 

Я там работал и узнал, что один из них он будет продавать. Я решил его купить. Это машина редкая, тогда и сейчас ее практически невозможно было купить. А дальше пошло-поехало.

То есть сейчас вас можно назвать бизнесменом?

- Да как угодно меня можно назвать.

Это похоже на извержение вулкана. Людей понимающих в этой ситуации очень немного, а страждущих этим еще меньше. 

Когда появляется джентльмен, который что-то хочет и может себе это позволить, тогда это такой спонтанный момент бизнеса, а дальше это вялотекущее копание в ржавом металле. 

Есть у  вас известные машины, которые «засветились» в кинофильмах?

- Мой реставрационный центр делал машину на заказ. Это герой мелодрамы 1940 года «Сердца четырех». Такая машина была сделана в реставрационном центре. 

Есть машина, которая по словам продавца принадлежала маршалу Жукову. Когда я пытался установить ее истинное происхождение, выяснил, что это автомобиль маршала Буденова.

Это автомобиль «Buick Century-60», 1937 года выпуска, с передней частью автомобиля «ЗИЗ-110».

У меня нет в коллекции какой-то обычной машины. 

Один раз журналистка написала в статье, что у меня есть машина, которая принадлежала Льву Ландау. На самом деле я ей сказал, что это автомобиль из института, где работал академик Ландау, но кому именно она принадлежала, непонятно. 

А эта машина 53-го года, к тому моменту Ландау уже умер. Нашлись «червивые языки», которые ухватились за то, что написано в газете. Стали болтать, что я врун, потому что такого не могло быть. Тоже есть такая история, которая родилась в Харькове.

С каждой машиной связана своя интересная история.

Есть ли у вас любимая машина?

- Что значит любимая? Можно сказать так про машину, которая обошлась дороже всего в реставрации. А так, это же машины, я их не люблю, я более материальный человек. Я им радуюсь, они меня радуют, я кайфую.

Когда машина одна, она как собака, и ты ее любишь. А когда их сто с лишним, то ты порой и кличку уже не помнишь. Точно так и у меня. Я к ним ко всем ровно отношусь.

Как вы находите автомобили, специально ищете уникальные модели?

- Основная инициатива исходит от меня – я копаю, ищу, стараюсь схватить, то, что нашел.

Иногда на меня выходят перекупщики, редко – владельцы. Перекупщики сами порой не догадываются, что перед ними за машина.

Я смотрю, если это то, о чем идет речь, я покупаю. Либо покупаю и постепенно перехожу к ее реставрации.

Были ли у вас запоминающиеся истории покупок ретро-машин?

- Есть у меня «Победа», 1949 года выпуска, это кабриолимузин с очень редким кузовом. Я гнался за этой машиной, ее погрузили на автоэвакуатор и увозили из Харькова. Я догнал эвакуатор с несостоявшимся покупателем. Вынужден был сделать «неприличное предложение», от которого тот не смог отказаться. Сейчас она находится в процессе реставрации.

Однажды поехал в Чугуев купить запчасти для «Запорожца», а там у хозяина была и машина. И мы вместе с запчастями ее купили. Редко, когда покупка тривиальная, все с каким-то легким «трэшем» проходит.

Есть машины, с которыми связаны мистические истории?

- Есть легенда, связанная с «Запорожцем-965», который «горбатым» называют. Это машина  с «тяжелой кармой». Я ее купил в Харьковской области, даже сложно описать где, в каких-то полях.

Это был мой первый 965-й «Запорожец».

Когда он попадал в реставрационные цеха, что-то ломалось все время, была напряженная ситуация.

Пришлось обратиться к священнику. Он приехал, провел свои обряды, собрал всех мастеров. Я не особо верующий человек, но потом все наладилось, и череда таких событий прекратилась.

Раньше сталкивались с эпизодами, когда машина может начать странно себя вести на ровном месте?

- Я решил купить машину, на которой можно ездить каждый день. Товарищ мне позвонил, сказал, что теща продает «Волгу-24» своего покойного мужа. Приехал, посмотрел, действительно хорошая машина. Купил, отреставрировал, сделал двухцветную комбинированную раскраску.

В этой машине есть момент – едешь на ней, она вдруг заглохнет и не заводится. Открываешь капот, смотришь, заводишь и едешь дальше. А сама машина простая, как хозяйственное мыло. 

На каких выставках можно ваши автомобили увидеть?

- Я не принимаю участия ни в каких выставках, которые проводятся в Харькове и Украине. У меня есть место, где я держу эти машины. Я называю это место музеем. Если мне нужно, я сажусь в машину и кайфую. Зачем мне какая-то выставка? 

Уровень этих мероприятий, которые проводятся в нашей стране, настолько низок, что с достойной вещью там даже опасно появляться.

Как правило, мероприятия коммерческие. Задача – в лучшем случае собрать деньги с посетителей, а в худшем – и с посетителей, и с участников.

Делаю исключения только по внутренним мотивациям. 

Например, в 2017 году принимал участие в городской выставке на площади Свободы с уникальным автомобилем «Запорожец-Ялта». Такого нигде увидеть нельзя, только в моей коллекции.

Участвую в таких мероприятиях чрезвычайно редко. Мне это не нужно, это дорого. Получается, я должен принять участие в чужом мероприятии, где кто-то заработает деньги.

Не хотели бы организовать выставку своих автомобилей?

- Она у меня есть. Я сам построил свой музей, у меня нет ни помощников, ни компаньонов. Я один владелец. В Украине ничего подобного нет. Есть крупные музеи, коллекции, но они, как правило, «набарные», когда в чужом помещении стоят машины. 

До того, как все это у меня появилось, пытался на городском уровне сделать Харьковский музей. Это еще было при Михаиле Пилипчуке, Шумилкине. Пытался добиться, чтобы город выделил достойное помещение, а я бы наполнил его экспозицией. 

Все последующие мэры не то, что не проявляли интереса, а отмахивались, как от назойливой мухи. Я понял, что от города этого не дождаться и стал развивать свое, для себя, радуя свое эго.

Выставка - это скоротечное и ни к чему не приводящее мероприятие.

Как правило, это коммерческое предприятие – заработать денег и убежать. Я хочу сделать это полноразмерным музеем. Я даже говорю, что готов подарить городу всю свою коллекцию.

В Одессе, Днепре и Запорожье есть такие музеи. Там есть воля городских властей. Только в Днепре музей частный. В Харькове это никому не нужно. 

Честно сказать, я никогда не видел все свои машины вместе. Это сложно технически все их куда-то перегнать. Нужно огромное количество водителей. Машины все очень специфические. Чтобы управлять ими, нужны специальные навыки.

Каждая старая машина имеет свои особенности управления. Набрать такое количество специалистов-водителей, сложно. Также нужна большая территория вроде стадиона.

Кроме того, я проводил здесь бесплатные экскурсии. Ко мне приехал в гости Харьковский автоклуб, не знаю, существует он сейчас или нет. Было 42 человека, с семьями и детьми. Для них провели экскурсию, дали возможность пофотографировать. Тогда у нас был сайт с новостями, обновлениями, фотографиями.

Там была гостевая страница, где кто-то оставил негативный отзыв.

Кто-то написал, что никакого музея нет, ничего нет, все фотографии из интернета. Я принял решение прекратить даже эти экскурсии. 

Но у меня есть экскурсии, которые проводятся летом. Условно открываюсь в день музеев 15 мая и закрываюсь 15 сентября. На свое усмотрение я даю возможность посмотреть на машины. Посетители могут прийти только по рекомендациям, людям с улицы сюда попасть невозможно.

Просят ли у вас машины для фотосессий?

- Фотосессии проходят постоянно. Есть круг фотографов, которые имеют доступ к моей коллекции. В 2017 году приезжала сюда из Бельгии фотохудожник, она сама выбирала моделей и делала фото для своих целей. 

У меня был с ней договор, что она дает мне 12 фотографий, а я из них делаю календарь.

Какая сама дорогая машина в вашей коллекции?

- Тут нужно сказать дорогая по себестоимости реставрации. Иногда реставрация обходится дороже, чем рыночная стоимость автомобиля. Это парадокс нашего мира. Чем машина больше, тем она поглощает больше денег.

Соответственно, они и самые дорогие в моей коллекции. 

Есть ли у вас самодельные машины?

- Я спас харьковский автомобиль, который везли на свалку в районе Залютино. Хозяин хотел утилизировать машину, а я ее забрал. 

В советские времена были всесоюзные собрания автомобилистов со своими самодельными автомобилями. Проводился автопробег, конкурсы. Эта машина тоже там участвовала.

Это единственный в мире автомобиль, еще и харьковский. Это часть истории Харькова.

В Харькове было много самодельных автомобилей, проходили выставки. Это было популярно и сложно. 

Есть ли у ваших ретро-машин оригинальные номерные знаки?

- В каждой эпохе был свой номерной знак. После войны в Харькове были две серии номеров «ЧХ» и «ЧР». «ЧХ» - это были государственные машины, а у частников была серия «ЧР». В Харькове есть специфические слова – тремпель, ракло и т.д. 

Частные автомобили и в те времена стоили сумасшедших денег. Например, маленький «Москвич» стоил 9 тысяч сталинских рублей, «Победа» - 16 тысяч, «ЗИМ» - 40 тысяч. Это были космические суммы.

На 9 тысяч сталинских рублей можно было купить 26 кг золота.

Ракол – это человек, который нечестно нажил много денег.

Какие ретро-машины сейчас пользуются популярностью?

- Как правило, «Волга» и «Победа».

В среднем сколько сейчас стоят такие ретро-машины?

 - Цена обычно не варьируется, а возникает по желанию продавца. Допустим, он стал случайным обладателем «Волги». Он в ней ничего не понимает, знает только год выпуска, потому что это в техпаспорте написано, да еще часто и с ошибкой. И этот обладатель, например, хочет купить «Lanos». Он знает, что эта машина продается за 3 тысячи. И он почему-то считает, что раритетный автомобиль надо продать за деньги, которые позволят купить ему «Lanos». 

Как правило, эти цифры взяты с потолка. 

Могли бы продать машину из своей коллекции, если бы за нее предложили огромную сумму денег?

- Да. Когда говорят «не продается», врут. Просто не делается предложение, которое подталкивает тебя к мысли избавиться от вещи. Любой предмет чего-то стоит. Это вообще не вопрос. Деньги – это всего лишь инструмент движения дальше. У меня есть определенное количество автомобилей, которые продаются. 

Самый правильный вариант, когда машина продается с дальнейшей реставрацией в моем реставрационном центре. 

Редкий автомобиль в запущенном состоянии проходит весь комплекс работ. На выходе человек получает автомобиль, а я получаю деньги на развитие своего музея.

Читайте также: Автомобиль для министров, советские мотоциклы и кабриолет. В Харькове прошла выставка ретро-машин.

Топ новостей сегодня

Сегодня
больше новостей