Как работает депутатская неприкосновенность в Европе или почему политологи называют «большую политическую реформу» популистской акцией

Украине решает одни из важнейших для себя вопросов – оставить или убрать депутатскую неприкосновенность. Автором законопроекта является Президент Украины Петр Порошенко. В объяснительной записк

Украине решает одни из важнейших для себя вопросов – оставить или убрать депутатскую неприкосновенность. Автором законопроекта является Президент Украины Петр Порошенко.

В объяснительной записке к законопроекту говорится, что гарантии неприкосновенности народных избранников в существующем объеме являются неоправданными и по сути превратились в гарантии безнаказанности. Поэтому предлагается внести следующие изменения:

- выложить статью 80 Конституции Украины в такой редакции: "Народные депутаты Украины не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету";

- исключить из данной статьи такие пункты, как "народным депутатам гарантируется депутатская неприкосновенность" и "народные депутаты не могут быть без согласия Верховной Рады привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы".

Если законопроект примут, эти изменения вступят в силу только с 1 января 2020 г., т.е. для следующего созыва украинского парламента.

Кстати именно последний пункт и не нравится активистам, которые собрались около стен Верховной рады 17 октября во время ее заседания.

Они требуют, чтобы отмена неприкосновенности была выполнена незамедлительно после принятия закона об отмене.

Что такое неприкосновенность и как она работает в Европейских странах

В европейских странах иммунитет значительно "облегчен" по сравнению с Украиной, где "недоторканність" носит просто монстрический характер. Поэтому мобилизация масс в поддержку ограничения неприкосновенности выглядит вполне оправданной.

«В Великобритании, Испании, Ирландии неприкосновенность распространяется только на гражданские дела, в Скандинавских странах на правонарушения по статьям, не предусматривающим более 2-3 лет лишения свободы, во многих странах не действует в случае задержания на месте преступления, а в Германии не избавляет от криминального преследования даже при задержании в течение двух суток после преступления. Довольно часто иммунитет не освобождает от обыска по решению суда или от преследования по обвинению в коррупции», - рассказывает политолог Юлия Биденко.

Кроме того, говорит она, во многих странах иммунитет предоставляется депутату только во время сессий, а правонарушения, учиненные во время каникул рассматриваются наравне с остальными гражданами. В Австрии из поля неприкосновенности исключены нарушения, не связанные напрямую с политической деятельностью

В Украине же защищен не только сам депутат, но и его имущество, дом, авто и багаж.

«В абсолютном большинстве демократических государств представители защищены законом, исходя из их специфической функции. В цивилизованном мире гарантии парламентариев, особенно оппозиционных, рассматриваются как превентивная мера от диктатуры.» - отмечает политолог.

Еще одной проблемой, которая "болит" украинцам гораздо сильнее, чем собственно свобода от преследований, являются раздутые по постсоветской традиции – социальные гарантии депутатов и их обеспечение. Автомобили, доплаты, отели и обеспечение жильем, специализированные санаторные и медицинские учреждения долгое время были составляющими депутатского мандата.

Несмотря на многие изменения в стране после революции в 2014м году, многие привилегии так до сих пор и остались.

Пример: все депутаты, которые прописаны не в Киеве, но работают в Верховной раде получают от государства компенсацию за жилье. Государство им гарантирует оплату гостиничного номера или съёмного жилья и компенсацию на другие необходимые расходы. Зачастую. Эти суммы достигают немалых размеров. Как пример декларация Евгения Мураева за 2016 год. Его компенсация для аренды жилья или найма гостиничного номера - 168 тысяч 360 грн и компенсация для возмещение расходов, связанных с выполнением депутатских полномочий - 169 тысяч 871 грн.

Отмена части 1 и 3 статьи 80 Конституции, то чего и добиваются активисты, должна повлечь за собой некий пакет решений (прежде всего, изменений в Законы "Про статус народного депутата", "Про регламент Верховной Рады" или принятие новых законов об оппозиции), которые смоделировали демократический механизм защиты депутатов, также как и усилили бы внутрипарламентские механизмы дисциплины и этики.

«Этого сделано не было. Поэтому, дискурс о полном "снятии депутатской неприкосновенности" выглядит или преднамеренно популистским, или некомпетентно-безответственным. Ну, как статус депутата должен выглядеть по мнению организаторов сегодняшней акции, я, увы, сказать не могу- для меня это загадка», - говорит эксперт.

Законопроект 6773, за который активисты выступают, этого тоже не разъясняет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что ответил Порошенко на требования активистов, митингующих под Верховной Радой.

Акция, заявленная, как "большая политическая реформа", должна предусматривать пакет решений, особенно в сфере статуса парламентариев, т.к. в стране, где уже были политические заключенные, а доступ к справедливому правосудию является проблемой- такие решения могут содержать риски, не знакомые странам с устоявшейся демократией.

Напомним, около стен Верховной рады прошли ряд митингов и акций протеста. Активисты требовали от депутатов немедленного рассмотрения трех главных, по их мнению, законопроектов.

Топ новостей сегодня

20 Октября, 2017 Пятница
больше новостей