Жизнь Харькова — харьковская детская железная дорога в СССР

Видео из жизни Харькова, снятое в 1982 году.

Открытие в 1935 году Тифлисской детской железной дороги создало волну проектирования и строительства ДЖД в разных городах Советского Союза. Не стал исключением и Харьков. В 1936 году лаборатория железнодорожного моделизма при Харьковском Дворце пионеров приступила к разработке проекта своей ДЖД. Было предложено несколько вариантов. Наиболее серьёзными из них были два. По первому проекту дорога должна была пройти по саду имени Т.Г. Шевченко, от здания ветеринарного института до входа в зоопарк, по второму – кольцом вокруг стадиона Дворца пионеров на Динамовской улице. В мае 1936 года пионеры из 12 городов, где планировалось строительство ДЖД, были приглашены на совещание, которое проводил академик В.Н. Образцов. Там обсуждался вопрос, как сделать детские дороги не просто интересной забавой, но и полезным для всей страны делом. После совещания проект Харьковской ДЖД претерпел существенную переработку: теперь её предполагалось провести из парка имени Горького до Лесопарка на северной окраине города – то есть, там, где она сейчас и находится.

Земляные работы на месте будущей ДЖД начались осенью 1939 года. Но из-за ударивших в конце декабря небывалых для этих краёв морозов пришлось сделать перерыв до весны, ограничившись на это время лишь подготовительными работами – завозом камня и леса на стройплощадку. 

1 сентября 1940 года на детскую дорогу из Гайворона привезли паровоз серии 159, прошедший реконструкцию на Харьковском паровозоремонтном заводе (ныне Харьковский завод транспортного машиностроения имени Малышева). Пройдя небольшую обкатку на уже построенном 400-метровом участке пути, паровоз через пару недель вернулся на завод для завершения ремонта. Вскоре он был покрашен в голубой цвет и получил обозначение ЛК4-01, в честь наркома путей сообщения Лазаря Кагановича.

Но вместо пяти обещанных пассажирских вагонов Харьковского вагоноремонтного завода дорога получила лишь один. (Но зато он был разделён на два отделения – жёсткое и мягкое, с удобными бархатными креслами. Предусмотрено было даже электрическое освещение.) По вине треста «Южспецстрой» на сооружение арочного моста ушло более двух месяцев.

 8 ноября 1940 года пришлось открыть то, что успели построить: 500-метровый участок пути с единственной станцией Парк. 

Поезд на станции Парк. На заднем плане виден ещё не достроенное здание вокзала.
Фото из семейного архива Алексея Капустяна. 1940 год.

18 апреля 1941 г. состоялся первый пробный рейс по всей дороге. А уже 30 апреля торжественно открылся новый сезон Малой Южной железной дороги.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Из-за реальной угрозы захвата Харькова фашистскими войсками детская железная дорога закрылась, проработав всего несколько месяцев. Эвакуировать подвижной состав с детской дороги не удалось. И тогда паровоз разобрали, чтобы не оставлять врагу...

Малая Южная железная дорога города Харьков. Лето 1982 г.

Топ новостей сегодня

22 Сентября, 2017 Пятница
21 Сентября, 2017 Четверг
больше новостей